Песочная терапия: играя в песке

Ребенок возится в песке? Постойте, не спешите его убирать из песочницы! Именно в этот момент происходит активная психическая деятельность, способствующая развитию малыша.
Так называемая песочная терапия наиболее универсальный и эффективный метод арттерапии. Образность и метафоричность, простота создания композиций, представляет собой достаточно точное отражение психического мира маленького человека, способность его погрузить в состояние, благоприятное для быстрых личностных изменений.
К сожалению, нам не всегда удается заглянуть во внутренний мир нашего ребенка, понять его, к тому же совсем еще маленький, ребенок не обладает достаточным словарным запасом, чтобы передать нам всю гамму своих переживаний, четко сформулировать то, что с ним происходит. Песочная терапия позволяет нам приоткрыть завесы тайны его души, разыгранные сказочные сюжеты становятся прообразом разрешения реальных, жизненных ситуаций.
Именно игровой способ является наиболее понятным для детей. С помощью различных фигурок ребенок переносит свое мироощущение на песочную поверхность, освобождается от внутреннего напряжения, страхов, тревоги, бессознательно получая ответы на свои вопросы. Обретая внутреннюю свободу и уверенность, играя в песок, ребенок проецирует свое мироощущение на реальную жизнь
Эффективность занятий песочной терапии очевидна, тем не менее, перечислим ее основные достоинства:
- Песочная терапия носит диагностическую функцию, выявляет психотравмирующую ситуацию;
- Оказывает психокоррекционное воздействие, снимает внутреннее напряжение ребенка, гармонизирует;
- Способствует развитию мелкой моторики, коммуникативных навыков, улучшает внимание и наглядно-образное мышление;
- Является способом самовыражения ребенка, общения ребенка со взрослым;
- Занятия песочной терапией увлекательны и просты. Все, что необходимо — это песочная поверхность и комплект фигур для арт-композиций.
Поддаваясь творескому порыву ребенок «лепит» из песка актуальные для него композиции и сюжеты, не боясь оценочных суждений взрослого. Совсем не важно обладает ли ребенок специальными художественными навыками, умеет ли он красиво лепить или рисовать, важно предоставить ему свободу выражения, не ограничивая в выборе предметов для создания работы.
Лучшим материалом для песочницы выступает древесина. Имеют ли значение размеры? Возможно, да, однако, разные школы имеют свое обоснованное мнение насчет конкретных величин длины, ширины и высоты или их пропорций. В условиях отсутствия общепризнанных критериев, можно утверждать одно: песочница не должна быть слишком маленькой.
Внутренние стороны окрашиваются в голубой или светло-синий цвет. Голубое дно может использоваться как водная поверхность, а боковые стенки – это небо, поднимающееся над линией горизонта маленького мира, создаваемого ребенком.
Песчаная поверхность и голубое дно служат для создания рельефа местности – основы пейзажа.
Набор фигур обязательно должен быть разнообразным и включать в себя следующие элементы: растения (они могут быть настоящими), люди, сказочные и мульт-персонажи, строения, животные и насекомые (млекопитающие, грызуны, земноводные), обитатели морей и океанов, транспортные средства, самоделки из природных материалов, связующие элементы (лестница, веревка)
С целью повышения эффективности песочной терапии ребенку предоставляется полная свобода выбора предметов для игры с песком. Обращайте свое внимание, чем руководствуется ребенок при построении композиции, следуйте за его эмоциональным фоном и ваша «игра в песок» принесет благоприятные плоды.